
С 26-30 марта ребята дома-интерната в составе паломнической группы побывали на святых местах Московской, Ярославской и Костромской епархий.
Поездка наша началась с Трифонова Успенского монастыря, мы с ребятами приложились к иконам, поставили свечи, помолились у мощей Трифона Вятского Чудотворца – попросили его помощи.

В поездке нас окормлял иерей Роман Мусихин из Кирово-Чепецка.
Ехать пришлось довольно долго, но наши ребятки очень мужественно переносили этот длительный переезд. Для некоторых это был первый опыт паломничества, молились вместе с батюшкой, учились пользоваться сидениями, терпеть своего соседа, узнали, что такое зеленая остановка, и даже перекусывать пришлось прямо в автобусе.
Ранним утром прибыли в город Сергиев Посад - Свято-Троицкая Сергиева Лавра открылась нам в лучах восходящего солнца.
Сказать: «красиво» – значи, ничего не сказать… Дети все по очереди подбегали, наперебой шептали на ушко: «красиво», «очень красиво», «глаз не могу оторвать»; никто не роптал на пронизывающий ветер.
Меня поразило, что все дети, увидев эту красоту, перешли вместо обычного шумного гомона на шепот. С этого момента мы практически не слышали их громких голосков, они все делали тихо.
Войдя на территорию монастыря, поспешили к раке святого преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. В храме шел молебен, мы со всеми стали молиться. Наступил момент, когда живой ручеек начал двигаться к раке преподобного, в это движение стали вливаться и мы с ребятками. В храме полумрак, а рака вся освещена неугасимыми лампадами. Подошли и мы, от удивления на несколько секунд оцепенели: мощи были открыты, с благоговением приложились, подали записочки с просьбами.
После мы поспешили к началу Божественной Литургии в Успенский собор. Войдя в храм, услышали необыкновенное пение, поставили свечи. В какой-то момент службы началось таинство Елепомазания, мы со смирением подошли к батюшке. После службы мы пошли в кувуклю, где захоронены наши патриархи, гуляли по Лавре, заглянули в книжные и церковные лавки. На трапезу нас пригласили в Духовную академию. Учились вместе с другими братьями и сестрами молиться до и после трапезы. В трапезной было очень красиво, висела большая икона, кругом было все в росписях. А уж, какая вкусная была еда! Особенно всем понравились «горшочки».
После посещения Свято-Троицкой Сергиевой Лавры ребята завалили нас вопросами: спрашивали про мощи, и был ли этот святой, как мы, живым человеком, удивлялись, что так много монахов, сразу 2 хора стояли на клиросах, и многое другое.
Во время переезда матушка Надежда, руководитель нашей группы, постаралась дать ответы на все вопросы.
Преподобный Сергий с ранних лет служил Богу. Он родился в благочестивой боярской семье. Сергию (до принятия монашества - Варфоломею) трудно давалась грамота, но чудесное посещение Ангела помогло ему. После смерти родителей Сергий ушел жить в лес и жил там, в труде и молитве - ради Господа. Скоро к нему стали приходить ученики. Так была основана известная на весь мир Свято-Троице-Сергиева Лавра. Старец был не только духовным учителем, но и служил примером в повседневном труде. Он сам колол дрова, носил воду, пёк хлеб.
За такое усердие и смирение святой был удостоен от Господа дара чудотворения. Он мог исцелять и даже воскрешать людей. Несколько раз его посещала Сама Богородица. Память о нем и вера в его заступничество останутся в сердечках наших ребят навсегда.
Едем дальше, отец Роман начал читать молитвы ко Святому Причащению, я наблюдала за детьми. Они внимательно слушали и усердно накладывали на себя крестное знамение. Благодарила Господа за Его небесную помощь.

Совсем незаметно мы добрались до Николо-Солбинского женского монастыря. Нас с любовью встретили, разместили, отдыхать предложили в железнодорожных вагонах, переоборудованных под паломническую гостиницу. Все очень чисто, мягкие постели, скатерочки на столах, в каждое купе подведена розетка. Затем была удивительная экскурсия, нам рассказали про храмовые иконы и святыни. Как сказочный резной терем, стоял храм преподобного Сергия Радонежского. Поднялись в храм Епископа Спиридона Тримифунского, там почти все написали записочки. После посетили храм святой блаженной Ксении Петербургской с удивительными росписями и иконостасом, где узнали о том, как Милость Божия осеняла святую Ксению.
Святая Ксения выросла в семье благочестивых родителей. Она вышла замуж за придворного певчего, но спустя некоторое время, тот внезапно скончался, не успев принести покаяние. Ксения решила вымолить у Бога прощение мужу, приняв тяжелейший подвиг юродства. Она раздала все имущество, днем бродила по городу, а ночью молилась. Блаженная отказывалась от денег, а одежду принимала только красных и зеленых цветов – в память о форменной одежде мужа.
На Смоленском кладбище тогда строилась новая церковь. Рабочие заметили, что кто-то им помогает: ночью носит кирпичи на леса. И однажды они увидели, что пришла блаженная Ксения, набрала тяжелых кирпичей и легко понесла вверх по лестнице.
Святая несла подвиг добровольного безумия 45 лет.
Дети внимательно слушали рассказ монахини, рассматривали нарисованные фрески, и, наверное, что-то необыкновенное происходило в их душах. Со смирением и любовью они прикладывались к иконе святой блаженной Ксении Петербургской. Кто не умел писать, подходили к нам и просили написать от них записочку, некоторые старались и писали сами.
В надвратном храме Святителя Николая Чудотворца шла работа, высоко на лесах разместились художники, многие будущие моменты росписи были еще в карандаше. Из рассказа экскурсовода мы узнали, что все храмы, кроме одного, новоделы. Мы поразились молитвенным трудам сестер монастыря, их стараниям и милосердию – 37 сестер взяли на себя окормление девочек-сирот. На вечерней службе все исповедались, для некоторых это исповедь оказалась первой в их жизни. Батюшка внимательно выслушивал, о чем-то долго разговаривал с каждым, потом читал разрешительную молитву. Учил наших ребят, помогал им понять суть и последовательность действий во время исповеди. На вечерней службе мы увидели девочек, живущих в монастыре. Они все были одеты в форму, на голове белые вязаные шапочки, у каждой заплетены длинные косички.
Трапезничали мы в вагоне-ресторане, после такого насыщенного дня трапезу все вкушали молча; наверное, каждый про себя вспоминал о прожитом. Вечером было слышно, как в каждом купе молились.
Утром на Божественной Литургии многие причастились Святых Христовых Тайн.
После службы ходили на источник, умылись, попили и набрали водички.
Путешествие продолжалось, за окном автобуса уже мелькали деревеньки, перелески и бесконечные леса. Лишь спустя 1,5- 2 часа, мы выехали на более оживленную трассу, отец Роман читал молитвы, почти все соборно молились.
Мы прибыли в Свято-Введенский Толгский женский монастырь, очень быстро разместились в уютной паломнической гостинице и отправились на экскурсию.
Несмотря на пронизывающий ветер, все слушали экскурсовода, как завороженные. Вначале была история о явлении Патриарху Тихону иконы Толгской Божией Матери. Затем нам поведали о том, как во един день был срублен первый храм, и началась литься непрестанная молитва, как обитель не обошли стороной годы лихолетья.
В различные годы в стенах монастыря поочередно устраивали мастерские, детские сады, мусорные свалки, зверски было разорено и разграблено монастырское кладбище. Псарни, конюшни, колонии для малолетних преступников - и чего только не было. Лица наших ребят напряжены и задумчивы, подолгу стояли у каждого храма: Спасского, Введенского собора, храма Великомученицы Варвары, Крестовоздвиженского храма, часовни возведенной на братской могиле убиенных иноков. О красоте фресок Введенского храма говорить сложно, их нужно видеть своими глазами, расписан каждый уголок, особенно поразили чудеса от Толгской иконы Божьей Матери в храмовой летописи.
От нашей замечательной рассказчицы узнали, что в монастыре сестры все делают сами, трудятся в мастерской резьбы по дереву, в золотошвейной мастерской вышивают иконы, в швейной шьют облачение и даже выполняют заказы военных, в иконописной мастерской рисуют иконы, сами расписывают храмы, трудятся на огороде и подворье, держат много домашних животных. А еще уже много лет в одностолпной палате Крестовоздвиженского храма находится чудотворная икона Толгской Божией Матери, здесь же сосредоточены все главные монастырские святыни: рака с мощами святителя Игнатия (Брянчанинова), ковчег с частицей Ризы Господней и великое множество других святынь. В Крестовоздвиженском храме все сияет красотой и изяществом. Позлащенный пятиярусный резной иконостас освещает интерьер храма, светом объединяя Церковь Земную и Церковь Небесную.
В Толгском монастыре есть еще одно необычное место - на месте обретения иконы Божией Матери в конце XVI века были высажены кедры сибирской породы. Сегодня в кедровнике осталось 27 двухсотлетних кедров и 166 молодых деревьев.
Все со временем проходит -
горе, счастье пролетит.
К разрушению все стремится -
кто сей доли избежит?
Кедр высокий с облаками
наравне вчера стоял,
Ныне ж вниз лежит ветвями:
бурный ветер их сломал.
Так, увы! И нас подломит,
может быть, внезапно смерть,
В глубине земли схоронят
наше тело, нашу персть…
И, цветочек сей прекрасный
рощу кедров украшал,
Ветер дунул вдруг ненастный,
и цветочек тот завял.
Так, друзья, и мы увянем,
скоро век наш пробежит;
Расцветать мы перестанем,
когда дух наш отлетит.
Здесь гуляя, гость любезный,
между кедров и цветов,
Помни рок свой неизбежный,
берегися от грехов.
И почаще ты молися
Здесь в обители святой,
Благо делать не ленися -
и найдешь в душе покой.
Ждет тебя страна иная,
счастье вечно там живет,
там, на небе блага рая
твое сердце обретет.
В 2004 году восстановлена часовня на месте обретения иконы, в ней находится икона Толгской Богоматери.
В этом чудесном монастыре нам посчастливилось быть на вечерней службе и на утренней Божественной Литургии.
Уезжая днем после трапезы, все время ехали молча, пытаясь в памяти оставить древнюю Толгскую обитель – богатейшую духовную сокровищницу – открытую для всех желающих прикоснуться к святыне, в молитве и богомыслии обрести душевный покой, особенно необходимый в наше нелегкое время.
«Путь жизни нашей подобен плаванию через обширное море. На этом море иногда бывает тихо, иногда дует попутный ветер; но все чаще - на нем буря. Видя наступление бури, видя самую бурю, не должно смущаться, приходить в уныние и отчаяние, - должно противоборствовать волнам, ветру противному…
Для того мы стоим на берегу моря скорбей, чтобы переплыть в страну радостей: даль моря имеет противоположный берег, хотя и невидимый для очей человеческого разума. Этот берег – рай умственный, преисполненный духовных наслаждений. Но между духовным раем и жизнью, которою живут вообще все люди, - крест и распятие. В рай нет другого пути! Кого Бог хочет возвести в рай, того начинает сперва наводить на путь к нему, - на крест… Скорби и страдания – особливо удел нашего времени, чаша Христова. Нашему времени дан подвиг, сопряженный со многими трудностями и преткновениями. Нам приходится совершать свое шествие – не днем, не при солнечном ярком свете, а ночью при бледном свете луны и звезд. Нам даны в руководство священное и святое Писание: это прямо говорили святые отцы позднейших времен. Не будем унывать! Не будем безрассудно стремиться к блестящим подвигам, превышающим наши силы, примем с благоговением смиренный подвиг, очень соответствующий немощи нашей, подаяемый как бы видимо рукою Божией. Совершим этот подвиг с верностью святой Истине - и среди мира, шумною, бесчисленною толпою стремящегося по широкому, пространному пути вслед своевольного рационализма, пройдем к Богу по стезе узкой послушания Церкви и святым Отцам. Не многие идут по этой стезе? – Что до того! Сказал Спаситель: «Не бойся, малое стадо: яко благоизволи Отец ваш дати вам царство. Внидите узкими враты: яко пространственная врата и широкий путь вводя в пагубу, и мнози суть входящии им. Что узкие врата и тесный путь, вводя в живот, и мало их есть, иже обретают его» (Лк. 12: 32; Мф. 7: 13, 14)»
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
2 дня мы провели в этом удивительном монастыре, уезжать не хотелось, но нужно было двигаться дальше, т.к. нас ждали в Лавровской фабрике по росписи деревянных игрушек.
Во время переезда матушка Надежда предложила посмотреть фильм про старцев и монашествующих.
В Лавровской фабрике по изготовлению деревянных расписных игрушек мы провели несколько часов. Нас встретил веселый аниматор, показал видеофильм о фабрике, мастерах, различных цехах, где поэтапно создаётся русская игрушка. Затем мы прошли в импровизированную мастерскую, где увидели множество игрушек, матрешек, нас научили правильному обращению с этой знаменитой русской красавицей. На мастер-классе мастерицы фабрики учили нас расписывать пасхальные яйца. Кому-то помогали, кто-то сам создавал своё произведение искусства. В зале игр, мы весело играли, катали яйца, прятали их в горшочки, и кулачки. Узнали, чем же отличаются юла и волчок, многие этому были приятно удивлены. В лавке фабрики, каждый из нас приобрел себе понравившиеся игрушки, уже готовые пасхальные яйца. А в подарок к своему разрисованному яйцу мы получили 2 деревянные заготовки. Настроение у всех паломников было приподнятое, все радовались, как дети.
В самой Нерехте нас уже ждал экскурсовод. Он с огромной любовью рассказывал нам об этом небольшом городе, его храмах, омывающих его реках, о необычном гербе, на котором изображены 2 ракушки. К вечерней службе мы прибыли в женский монастырь, с огромной радостью и любовью нас встретила игуменья матушка Алексия. Рассказала нам о святом Пахомии Нерехском, монастыре, сестрах. Во время службы было Елеопомазание, мы поставили свечи, приложились к святыням и иконам. Уже немного смеркалось, когда мы отправились к колодцу со святой водичкой. Отец Роман, очень умело черпал ведром воду, наши ребятки помогали батюшке набирать емкости наших паломников. Каждый из нас прошелся несколько раз по горочке святого Пахомия Нерехского. После вечерней трапезы наш путь лежал в сторону Вятки. Паломническое путешествие подходило к концу, радостно было от предстоящей встречи с домом и одновременно грустно от расставания с теми, кто все эти дни был рядом. Подъехав к воротам дома-интерната, и увидев, огромное количество встречающих ребят настроение поднялось. Все дружно высыпали на улицу, обнимались, плакали, договаривались о предстоящих встречах, благодарили матушку Надежду за радость этих дней, подходили под благословение отца Романа.

Кто-то вспомнил, что ни разу все вместе не сфотографировались. Прощальная фотография, и мы уже машем вслед уходящему автобусу, и все дети плачут.
Вот так милость Божья и любовь окружающих, растопили сердечки ребят. Спаси всех Господи!
Койкова О.А.
|